
Чтобы найти испытуемых, он поместил в газету объявление, в котором
сообщил, что ищет всех, кто чувствует себя везучим и тех, кто наоборот
считает себя неудачливым. Таким образом он собрал 400 человек – мужчин и
женщин от 18 до 84 лет. Были среди них и классические «везунчики»: как,
например, 42-летняя Джессика – с отличной работой, двумя замечательными
детьми и чудесным любимым и любящим мужем. Впрочем, она считала себя
удачливой решительно во всем. Были яркие примеры также и из другой
группы.
Ричард интервьюировал всех волонтеров, заставил вести
дневники, заполнять опросники, проходить тестирования и участвовать в
экспериментах. Выяснилось, что «неудачники» хоть и не понимают реальных
причин своих неудач, их мысли и поведение во многом влияют на их
успешность.
Ричард заметил, что удачливые люди обычно учитывают возможности, которых почти никогда не замечают «неудачники».
Вот
отличный эксперимент, иллюстрирующий это заявление: обе группы –
везунчики и «неудачники» получили по экземпляру одной и той же газеты.
Профессор попросил посчитать количество опубликованных в этом конкретном
номере фотографий. Каждый «неудачник» в среднем тратил на это задание
около двух минут. А каждый везунчик – несколько секунд. Почему так?
Представьте себе, на второй странице газеты было напечатано: «Stop
counting. There are 43 photographs in this newspaper» – «Перестаньте
считать. В этой газете 43 фотографии». Напечатано было довольно крупно –
два предложения занимали буквально половину страницы. Это был слишком
простой ответ, но «неудачники» старались его не заметить.
Шутки
ради, Ричард добавил еще одно «объявление» в газету: «Stop counting.
Tell the experimenter you have seen this and win $250» – Перестаньте
считать. Скажите тому, кто проводит эксперимент, что вы увидели это и
выиграйте $250. И снова «неудачники» упустили эту возможность потому,
что они были слишком заняты подсчетом фотографий.
Тестирования
показали, что «неудачники» в целом более напряжены, чем «везунчики». Как
известно, тревога и беспокойство снижают возможность человека заметить
что-то неожиданное.
Был проведен такой эксперимент: волонтеров
попросили проследить за движением точки в центр экрана. Внезапно в
разных местах (ближе к краям экрана) начинали появляться и исчезать
большие точки. Почти все испытуемые заметили эти большие точки. Позже
эксперимент был проведен для второй группы испытуемых – им предложили
щедрое денежное вознаграждение за то, что они будут усердно следить за
движением точки в центр. Все они были сфокусированы на этом задании и
более трети волонтеров не заметили большие точки, внезапно появлявшихся в
разных углах. Чем усерднее они следили за центральной точкой, тем
меньше они видели.
Исследования Вайсмена показали, что везунчики «генерировали» удачу, следуя четырем принципам:
- они сами создавали или искали возможности,
- прислушивались к интуиции,
- у них были вполне конкретные ожидания,
- их поведение и жизненные позиции можно назвать позитивными.
У
профессора возникла мысль: – а что, если следуя этим принципам, можно
увеличить количество везения в жизни. Чтобы подтвердить или опровергнуть
эту мысль, он создал «школу везения».
«Неудачники» и везунчики
регулярно в течение месяца делали упражнения, направленные на то, чтобы
сделать их мышление и поведение позитивными. Через месяц волонтеры
вернулись и рассказали о том, что получилось в итоге. Результаты были
показательными: 80% людей стали счастливее, более удовлетворенными
своими жизнями и даже более успешными. Пока везунчики становились еще
успешнее, «неудачники» становились везунчиками.
И еще три любопытных наблюдения
При необходимости сделать выбор «неудачники» часто не прислушиваются к своей интуиции.
Везунчики же изначально заинтересованы тем, что они чувствуют и что
думают по разным поводам – они не всегда следуют рациональному подходу.
Иногда они чувствуют опасность и поэтому хорошо обдумывают предстоящее
решение.
«Неудачники» сами создают рутину. Они ходят одним и тем же путем на работу и с работы, они общаются с одними и теми же людьми на вечеринках. И наоборот удачливые люди стремятся к разнообразию.
Один из испытуемых рассказал, что однажды идя на вечеринку, выбрал
определенный цвет и решил пообщаться со всеми людьми, чья одежда была
этого цвета.
Удачливые люди надеются на лучшее даже когда всё плохо.
Например, они представляют, что все могло быть и хуже. Один из
волонтеров как-то пришел с перебинтованной ногой и рассказал, что упал с
лестницы – на что профессор спросил, чувствует ли тот себя все еще
везучим. Волонтер смеясь ответил, что чувствует себя даже более везучим,
чем ранее – ведь он мог сломать себе шею.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий