Вспотевшие игроки в жизни получают больше
удовольствия, чем высокомерные зрители.
Ульям Фивер.
удовольствия, чем высокомерные зрители.
Ульям Фивер.
Методы работы в формате тренинга.
Тренинги – это одна из самых эффективных форм обучения. Этому есть много причин.Например, тренинги максимально практичны. Это не лекции, хотя, конечно же, необходимая теория на занятиях дается. Тренинги – это добывание ценного опыта в действии, совместно с ведущими и другими участниками группы. А ещё тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, некоторые провокации, обучающая парная и групповая работа, это живое общение, сложные задачи, интригующие вопросы и постоянное развитие.
Несмотря на то, что Программа развития эмоционального лидерства
берет истоки из гуманистической школы психологии, как и большинство
тренинговых программ, она является комбинированной. В данном случае
Программа объединяет в себе методы гуманистического и поведенческого
подходов в изучении психологии человека.
С точки зрения гуманистического направления в Программе сделаны акценты на эмоциональные аспекты,
чувства, а не интеллектуальные суждения, оценки. Программа направлена
на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я»
человека, а не его социальными масками. Внутренние переживания
осознаются участником тренинга и проговариваются, в первую очередь, для
собственного понимания своих эмоций и внутренних состояний. Так же
эмоции передаются и осмысливаются с помощью невербальных каналов
коммуникации. Цель: развитие способностей к
рефлексии, саморегуляции и эмпатии, что ведет к пониманию и управлению
эмоциональными состояниями как своими собственными, так и окружающих
людей.
С точки зрения поведенческого направления в
Программе идет обучение способам управления эмоциями и их экспрессивным
выражением на уровне действий. Происходит формирование стереотипов
эмоционального поведения, соответствующих социально-приемлемому
реагированию в различных жизненных ситуациях. Цель: научение приемам управления эмоциональным поведением и экспрессивным реагированием.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, используемые в Программе развития эмоционального лидерства как социально-психологическом тренинге, являются общими для большинства психологических подходов и направлений:
Групповая дискуссия –
совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее
прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников
группы в процессе непосредственного общения.
Игровые методы
полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников;
очень часто они становятся инструментом диагностики и самодиагностики,
позволяющем ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие неэффективных
стратегий в общении; благодаря игре ускоряется процесс обучения,
закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся
недоступными раннее способы оптимального взаимодействия с другими
людьми.
Методы развития социальной перцепции (от лат. perceptio - представление, восприятие)
– участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать
других людей, самих себя, свою группу; в ходе тренинговых занятий с
помощью специально разработанных упражнений участники получают
вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие
люди, насколько точно их собственное самовосприятие.
Методы телесно-ориентированной терапии –
это упражнения и техники, основанные на принципе единства и тесной
взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики человека. Так,
психогимнастика является эффективным средством оптимизации процессов
восприятия личности, так как стимулирует развитие эмоционального «языка
тела» (способности к выражению собственных эмоций и чувств посредством
невербального поведения).
Методы поведенческой терапии
- основными методами являются: тренинг релаксации, функциональный
тренинг, имаго-метод. Данная группа методов направлена на формирование
поведенческих стереотипов. Метод релаксации направлен на
приобретение умения избавляться от излишнего психического напряжения,
стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков
аутосуггестии и закреплении способов саморегуляции. Функциональный тренинг поведения основан на стимулировании уверенности в себе в различных ситуациях общения. Имаго-метод предполагает научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.
Большинство
исследователей сходятся во мнении, что участниками тренинговых программ
могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми
психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К. Рудестам, к
неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под
давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком
агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные
чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и
лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания.
Программа развития эмоционального лидерства
не является исключением, и мы придерживаемся тех же принципов: наш
клиент – это социально успешный человек, нацеленный на развитие. На
этапе собеседования, если в этом есть необходимость, мы можем
порекомендовать либо программы других тренинговых центров, либо
индивидуальные консультации психолога.
Преимущества групповой работы.
Люди рождены друг для друга.
Марк Аврелий
Марк Аврелий
- Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает избежать непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, у человека появляется возможность увидеть, что его проблемы не уникальны, что и другие люди переживают сходные чувства.
- Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
- Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными задачами, в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих суть твоих переживаний.
- В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона".
- В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.
- Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; открытие себя другим участникам тренинга и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий