3 июл. 2012 г.

Методы работы в формате тренинга.

Вспотевшие игроки в жизни получают больше
удовольствия, чем высокомерные зрители.
Ульям Фивер.

Методы работы в формате тренинга.

Тренинги – это одна из самых эффективных форм обучения. Этому есть много причин.Например, тренинги максимально практичны. Это не лекции, хотя, конечно же, необходимая теория на занятиях дается. Тренинги – это добывание ценного опыта в действии, совместно с ведущими и другими участниками группы. А ещё тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, некоторые провокации, обучающая парная и групповая работа, это живое общение, сложные задачи, интригующие вопросы и постоянное развитие.
Несмотря на то, что Программа развития эмоционального лидерства берет истоки из гуманистической школы психологии, как и большинство тренинговых программ, она является комбинированной. В данном случае Программа объединяет в себе методы гуманистического и поведенческого подходов в изучении психологии человека.
С точки зрения гуманистического направления в Программе сделаны акценты на  эмоциональные аспекты, чувства, а не интеллектуальные суждения, оценки. Программа направлена на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я» человека, а не его социальными масками. Внутренние переживания осознаются участником тренинга и проговариваются, в первую очередь, для собственного понимания своих эмоций и внутренних состояний. Так же эмоции передаются и осмысливаются с помощью невербальных каналов коммуникации. Цель: развитие способностей к рефлексии, саморегуляции и эмпатии, что ведет к пониманию и управлению эмоциональными состояниями как своими собственными, так и окружающих людей.
С точки зрения поведенческого направления в Программе идет обучение способам управления эмоциями и их экспрессивным выражением на уровне действий. Происходит формирование стереотипов эмоционального поведения, соответствующих социально-приемлемому реагированию в различных жизненных ситуациях. Цель: научение приемам управления эмоциональным поведением и экспрессивным реагированием.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, используемые в Программе развития эмоционального лидерства как социально-психологическом тренинге, являются общими для большинства психологических подходов и направлений:
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Игровые методы полезны как способ преодоления  скованности и напряженности участников; очень часто они становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющем ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие неэффективных стратегий в общении; благодаря игре ускоряется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными раннее способы оптимального взаимодействия с другими людьми.
Методы развития социальной перцепции (от лат. perceptio - представление, восприятие) – участники группы развивают  умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу; в ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие.
Методы телесно-ориентированной терапии – это упражнения и техники, основанные на принципе единства и тесной взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики человека. Так, психогимнастика является эффективным средством оптимизации процессов восприятия личности, так как стимулирует развитие эмоционального «языка тела» (способности к выражению собственных эмоций и чувств  посредством невербального поведения).
Методы поведенческой терапии - основными методами являются: тренинг релаксации, функциональный тренинг, имаго-метод. Данная группа методов направлена на формирование поведенческих стереотипов. Метод релаксации направлен на приобретение  умения избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплении способов саморегуляции. Функциональный тренинг поведения основан на стимулировании уверенности в себе в различных ситуациях общения. Имаго-метод предполагает научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что участниками тренинговых программ могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К. Рудестам, к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания.
Программа развития эмоционального лидерства не является исключением, и мы придерживаемся тех же принципов: наш клиент – это социально успешный человек, нацеленный на развитие. На этапе собеседования, если в этом есть необходимость, мы можем порекомендовать либо программы других тренинговых центров, либо индивидуальные консультации психолога.

Преимущества групповой работы.

Люди рождены друг для друга.
Марк Аврелий
  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает избежать непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, у человека появляется возможность увидеть, что его проблемы не уникальны, что и другие люди переживают сходные чувства.
  2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными задачами, в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих суть твоих переживаний.
  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона".
  5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.
  6. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; открытие себя другим участникам тренинга и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий