6 июл. 2012 г.

О психологических консультациях через интернет. Интервью

    - Есть ли какие-то типичные трудности, с которыми сталкивается психолог, консультируя в Сети?

 Конечно, есть. В первую очередь трудности связаны с ограниченным объемом информации, которую  предоставляет клиент, из-за чего бывает очень сложно дать какие-либо рекомендации. Например, девушка может написать: "От меня ушел парень, помогите". Сразу же появляется масса вопросов, что это за парень, почему он вдруг ушел, сколько лет они знакомы, какие были их отношения в  последнее время и так далее. Кроме того, что ограничен объем вербальной информации, не хватает  также невербальной информации, которую может предоставить клиент во время очной консультации.

 - Насколько полноценна интернет-консультация, часто ли она перерастает в переписку или  остается отдельным ответом на отдельно поставленный вопрос?

 В силу выше указанных причин интернет-консультацию никак нельзя считать полноценной.
 Она носит характер общих рекомендаций, советов, мнения специалиста по данному вопросу,
 попытки помочь клиенту разобраться в его проблемах. Нужно отметить, что человек 50-55%
 информации воспринимает невербально (не словесно), то есть бессознательно улавливая мимику, позу, жесты, степень напряжения мышц, цвет кожи партнера, лишь 2-3% содержания речи несут в  себе значимую информацию, остальное приходится на интонационные, эмоциональные характеристики  голоса, такие как, громкость, темп, интонации, передающие настроение собеседника. Отсюда можно  понять, какие ограничения, связанные с общением и пониманием партнера, будет накладывать специфика  общения по Сети. Я уже не говорю о том, что клиент в Интернете при желании может Вас по-просту  дурачить, предлагая вымышленные проблемы, представляясь лицом другого пола и так далее. Хотя, у
 меня был всего лишь один такой случай, когда журналистка выдала себя за пациентку, задавая мне  вопрос. Потом она написала мне письмо, в котором признавалась в том, что этот эксперимент ей  был необходим для интревью.

 Итак, когда я занимаюсь "очной" психотерапией, у меня есть возможность распросить клиента
 более подробно о его проблемах, собрать полную информацию об этих проблемах и стратегиях поведения  этого человека, наблюдать за его невербальными реакциями. Если бы психотерапия была возможна с  помощью компьютера, то у нас в больницах и поликлиниках работали бы на врачи, а машины. Вам бы  понравилось, если бы операцию на сердце Вам делал бы сложный автомат, а не хирург профессионал?
 Более того, я считаю, что те психологи и психотерапевты, которые берутся делать психотерапию по  Интернету, нарушают тем самым профессиональную этику и могут нанести реальный вред пациенту.
 Представьте себе, что к вам на конференцию в каком-нибудь чате попал суицидальный больной,  который уже составил план своего самоубийства и спрашивает вас о том, что его может остановить.
 Что вы ему посоветуете в такой ситуации? Можно пытаться его от этого отговорить, но, находясь  от него на расстоянии в несколько тысяч километров, вряд ли вам удастся контролировать все его  реакции. Такие мощные эмоциональные всплески не всегда удается контролировать даже в клинике, хотя там есть специально подготовленный для этого персонал.

 - Можно ли выделить типичные проблемы, с которыми обращаются люди через Интернет?

 Эти проблемы представлены в подразделах нашей рубрики "Консультация психолога".

 - Если ли какие-то общие черты у таких клиентов?

 На мой взгляд вопрос сформулирован не совсем правильно, его необходимо уточнить.
 Люди могут обладать определенным темпераментом, характером, стратегиями поведения и так далее.
 Клиентов, обращающихся к психологу за помощью, скорее всего, объединяют такие черты, как:
 они зашли в тупик и не видят выхода, не могут самостоятельно решить свою проблему. Как правило, за помощью обращаются люди, проблемы которых обострились в последнее время.

 - Часто ли обратившиеся за интернет-консультацией, потом приходят на личную? Если это  достаточно редкое явление, с чем оно может быть связано, каковы причины?

 За консультацией ко мне, чаще всего, обращаются люди, побывавшие на сайте и ознакомившиеся с  моими статьями. Посетители, которые обратились за интренет-консультацией, очень редко потом  приходят, даже если они москвичи. Вероятно, это связано с причинами, по которым они прибегают  к такой услуге: они хотят придерживаться анонимности, боятся обсуждать свои проблемы "глаза в  глаза". Кроме того, им бывает достаточно советов, полученных от психолога на сайте, они стремятся  самостоятельно решить свои проблемы, кто-то, возможно, считает, что услуги психолога стоят  слишком дорого.

 - Насколько полноценна интернет-консультация, часто ли она перерастает в переписку или  остается отдельным ответом на отдельно поставленный вопрос?

 На этот вопрос я уже частично ответила. Интернет-консультацию можно считать полноценной, если клиент не нуждается в психотерапии, а ему нужен обычных совет в связи с какой-то житейской  ситуацией, то есть, в том случае, когда человек, не поднимает в своем вопросе глобальные проблемы.
 Но чаще всего, даже в коротком вопросе, кроется серьезная проблема.

 Наверное, 50 на 50: клиент может задать психологу несколько вопросов в разных письмах,
 уточняя не понятные моменты и проясняя свои проблемы. Часто это бывает только один вопрос  и ответ.

 - Каков процент "успешных" консультаций, и каковы критерии успешности?

 Если говорить об интернет-консультациях, то статистики успешности не ведется, можно говорить  примерно о 40-50 процентах успешности. Об этом можно судить по обратной связи, которую предоставляет  клиент. Он может отправить письмо с благодарностью, описанием того, как ему удалось решить свои  проблемы. Это и является критерием успешности.

 - Чем консультация в Интернет отличается от обычной, насколько она правомерна, с
 профессиональной точки зрения?

 На этот вопрос, я также уже частично ответила в начале. Могу лишь добавить, что для
 полноценной психотерапии необходима, так называемая, обратная связь: то есть психолог должен  внимательно следить за тем, как изменяется состояние пациента во время консультации, наблюдать  за его невербальными реакциями, спрашивать о самочувствии. Пациент должен уходить от психолога  в хорошем состоянии. Если у него тяжелая депрессия, плохое состояние, то ему хоть немного, но  должно стать полегче.

 В связи с этим, как я уже говорила, интернет-консультации могут носить характер лишь общих
 рекомендаций, мнения психолога по данному вопросу, попытки психолога помочь клиенту разобраться  в его проблемах, подсказать выход из сложной ситуации. Такие консультации нельзя рассматривать  как полноценную психотерапию. Но раз люди продолжают обращаться, писать, значит, хоть какая-то  польза от этого есть.

 Для психолога интернет-консультации дают возможность сделать эти услуги популярными и
 доступными, объяснить для чего вообще нужен психолог, чем он может помочь.

                                                                                                     Интервью "Психологической газете"

                                                                                                          Мартынова Ольга Сергеевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий