В 1924г. О. Ранк опубликовал книгу «Травма рождения и
ее значение для психоанализа», которая вызвала критическую реакцию
со стороны членов тайного комитета и фактически предопределила его
выход из него. В этой публикации он высказал новые идеи, давно
интересовавшие его,
но долгое время остававшиеся собственными раздумьями, не
предназначенными для широкой огласки. Эти идеи касались факта рождения
ребенка, привносящего
в жизнь человека трудности и проблемы, связанные с появлением
различного рода признаков беспокойства, страха, тревоги.
Стоит отметить, что в несистематизированном виде
проблематика травмы рождения затрагивалась О. Ранком в его ранних
работах, в частности,
в книге «Миф о рождении героя». Именно тогда он высказал положение о
том, что «роковая опасность», скрытая в представлении о
рождении через изгнание, «в действительности присутствует в самом
процессе рождения» [39, с. 228]. Однако только несколько лет спустя ему
удалось оформить свои первоначальные догадки в концептуальные
построения, привнесшие новое видение в понимание природы неврозов.
О. Ранк исходил из того, что момент появления на
свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в
жизни человека. Травма
рождения становится первым источником возникновения страха и
тревоги. Она служит питательной почвой для образования невротических
симптомов. На
основе этой травмы у человека возникают различного рода фантазии,
важное место среди которых занимает фантазия о возвращении в материнское
лоно. Стремление
к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения. Здоровые
люди изменяют внешний
мир в силу присущего им подобного стремления. Невротики сталкиваются
с различными затруднениями, поскольку их соприкосновение с внешним
миром оказывается
проблематичным из-за ограниченности фантазий возвращения в лоно
матери.
Во внутриутробном состоянии будущий ребенок
органически соединен с матерью. Последующее нарушение этой гармонии
между матерью и ребенком
при рождении вызывает в нем тревогу. Незащищенность ребенка перед
внешним миром может стать причиной того, что у него возникает стремление
вернуться
в первоначальное состояние, а невозможность осуществления этого ведет к
появлению невроза.
Взрослый человек на бессознательном уровне в той или
иной форме и степени тоже испытывает тоску по утраченной некогда
гармонии. В состоянии
коитуса у мужчины происходит как бы символическое приобщение к
материнскому лону, а у женщины возникает желание вобрать в себя мужчину,
чтобы таким образом
слиться с ним в единое целое.
По мнению О. Ранка, невроз возникает на почве
внутрипсихического конфликта между стремлением человека вернуться в
первоначальное состояние
дородовой гармонии и воспоминанием об ужасе рождения. Если травма
рождения принимается в качестве главного фактора, предопределяющего
дальнейшую судьбу
человека и его невротизацию, то психоанализ должен быть нацелен на
преодоление данной травмы. Одна из основных задач психоанализа как раз и
состоит в
устранении воспоминаний о травме рождения путем перевода
бессознательных страхов пациента в его сознание и понимание того, что
отделение ребенка от матери
- неизбежный процесс психического развития.
О. Ранк исходил из того, что в своей книге «Травма
рождения» попытался осуществить дальнейшее развитие психоанализа,
вытекающее «из
последовательного применения созданного Фрейдом метода и основанной на
нем доктрины» [40, с. 44-45]. Тем не менее, из его понимания травмы
рождения
и ее последствий для жизнедеятельности человека вытекали важные
следствия концептуального и терапевтического характера.
В концептуальном отношении речь шла о пересмотре основополагающих положений классического психоанализа:
- страх кастрации стал рассматриваться в плане
символического выражения первичной травмы (рождение ребенка) и вторичной
травмы (отлучение
ребенка от материнской груди);
- комплекс Эдипа - с точки зрения осуществляемых
человеком попыток возвращения в утробу матери (перенос внутриутробного
удовольствия
на заряженные тревожностью гениталии);
- страх инцеста и соответствующие запреты - как то, что противостоит фантазиям о возвращении в матку.
Если запреты против инцеста выводились 3. Фрейдом из
истории первобытной человеческой орды и соотносились с фигурой отца, то
О. Ранк
обращался не столько к филогенезу, преломленному через призму
психоаналитически понятого отцеубийства, сколько к онтогенезу,
связанному с рождением ребенка.
Страх инцеста стал восприниматься им как повторение страха рождения,
основной фигурой оказывался не отец, а мать. Для О. Ранка отец является
только предлогом
для соответствующего перенесения страха, в то время как главным
страхоубежищем становится именно мать.
В терапевтическом плане концепция травмы рождения вела к возможности сокращения сроков анализа.
Коль скоро в основе неврозов лежит травма рождения,
то нет необходимости столь долго заниматься поиском причин и
травмирующих ситуаций,
как это имело место в классическом психоанализе, когда аналитику
приходилось уделять значительное время на восстановление в памяти
пациента истории его
инфантильного развития. Все невротические расстройства можно свести к
одной главной причине (травма рождения), рассматривать внутренние
конфликты как
результат блокировки воспоминаний об ужасе рождения. Тем самым
отпадает надобность в утомительной процедуре погружения аналитика в
разнообразные воспоминания
пациента о своем прошлом и, следовательно, можно значительно сократить
длительность анализа. В техническом отношении можно начать с раскрытия первичной
травмы вместо того, чтобы давать пациенту неопределенное время для автоматического повторения этой травмы в конце анализа.
Иными словами, следует, как полагал О. Ранк,
позволить пациенту, с помощью невроза убежавшего от фиксации на матери,
повторить и понять
травму рождения с последующим ее разрешением в процессе анализа
переноса, в результате чего сексуальные конфликты и испытываемое
пациентом чувство вины
могут быть разрешены без вмешательства механизма регрессии.
Исходя из этих представлений, О. Ранк выдвинул идею ограниченной во времени терапии («лимитированной терапии»), связанной
не только с сокращением длительности анализа, но и с определением
аналитиком конкретного срока завершения терапии, а также сообщения об
этом пациенту.
С его точки зрения, после того как аналитик успешно преодолеет
первичное сопротивление пациента, можно устанавливать определенный срок
окончания анализа,
когда в оставшееся время пациент автоматически повторит новый отрыв от
материнской фигуры и воспроизведет свое рождение. Предполагалось, что
знание пациента
о точном сроке окончания лечения должно способствовать установлению
терапевтического альянса между ним и аналитиком, послужит стимулом для
его интенсивной
работы в процессе терапии, вызовет повышенное чувство ответственности
за все происходящее с ним.
Надо полагать, что последнее положение о
необходимости установления конкретного срока анализа было почерпнуто О.
Ранком от З. Фрейда.
Подобный способ ускорения процесса аналитического лечения был
использован основателем психоанализа задолго до появления работы О.
Ранка о травме рождения.
Это имело место в 1914г., когда после трехлетней
работы с русским пациентом С. Панкеевым 3. Фрейд столкнулся со случаем
самозатормаживания
лечения. В этих условиях ему пришлось принять решение, к которому он
ранее не прибегал. 3. Фрейд заявил пациенту, что наступивший рабочий
сезон будет
последним для него, независимо от окончательных результатов лечения.
Установление сроков лечения привело к тому, что сопротивления пациента
ослабли и
за несколько оставшихся месяцев ему удалось воспроизвести в своих
воспоминаниях многое из того, что оказалось важным для понимания
невроза.
Об этом техническом приеме 3. Фрейд упомянул в своей
работе «Из истории одного детского невроза» [41, с. 159], которая
была опубликована в 1918 г. и которая, несомненно, привлекла внимание
О. Ранка. Не исключено, что в своих размышлениях о важности установления
сроков
анализа О. Ранк опирался на соответствующий технический прием
основателя психоанализа.
Говоря о психоаналитической терапии, О. Ранк считал, что в своей завершающей фазе процесс исцеления является для пациента своего
рода новым рождением. В бессознательном процесс исцеления
соотносится с символикой рождения, и пациент может воспринимать себя в
качестве новорожденного,
т.е. духовного ребенка аналитика. Фантазия пациента о перерождении
оказывается повторением в анализе его собственного рождения. Как замечал
О. Ранк, «самая
существенная часть аналитической работы, разрешение и освобождение
либидо от "невротической" фиксации на аналитике, является не чем иным,
как предоставлением пациенту возможности более успешно повторить в
анализе сепарацию от матери» [42, с. 50].
Таким образом, анализ можно рассматривать в качестве успешного завершения ранее неудачной для пациента попытки преодолеть травму
рождения. Именно к этому выводу и пришел О. Ранк, исходивший из
того, что бессознательное пациента использует аналитический процесс для
повторения
травмы рождения с целью частичной разрядки ее, а отделение от
аналитика достигается путем воспроизведения данной травмы, в результате
чего пациент
теряет одновременно и врача, и свои страдания.
3. Фрейд признавал заслугу О. Ранка в том, что он
подчеркнул значение акта рождения и отделение ребенка от матери. Но
основатель психоанализа
не принял крайние выводы, сделанные О. Ранком из представлений о
травме рождения и распространенные им на теорию неврозов и
психоаналитическую терапию.
В частности, он считал, что страх - это свойственная
всем высшим животным организмам реакция на опасность, между тем как
рождение переживается
только млекопитающими и подлежит сомнению вопрос о том, имеет ли оно у
них всех значение травмы. Стало быть, страх встречается и без прообраза
рождения,
но обсуждение этого вопроса выходит за границу, отделяющую психологию
от биологии. Психоанализ же является, по словам 3. Фрейда, частью
психологии как
науки. Кроме того, если страх - реакция организма на опасность, то
опасность при рождении не имеет психического содержания. Психический
материнский объект
заменяет ребенку биологическую внутриутробную ситуацию, однако следует
иметь в виду, что во время внутриутробной жизни мать не была объектом
по той простой
причине, что объектов как таковых вообще не было.
О. Ранк пытался доказать, что ранние фобии ребенка
непосредственно связаны с актом рождения, с воспоминаниями о
травматическом нарушении
счастливого внутриутробного существования. 3. Фрейд не считал эту
попытку удачной. По его мнению, отдельные случаи детских страхов
противоречат тому,
на чем настаивал О. Ранк. Самые ранние детские страхи не могут быть
непосредственно объяснены впечатлениями ребенка при акте рождения. Как
полагал 3.
Фрейд, готовность ребенка испытывать страх не проявляется с
наибольшей силой непосредственно после его рождения, а возникает по мере
его психического
развития и сохраняется в течение определенного периода детства. Если такие ранние страхи длятся дольше обычного, то возникает подозрение в существовании
невротического нарушения.
В конечном счете, З. Фрейд не считал, что
представления О. Ранка о травме рождения могут дать исчерпывающий ответ
на вопрос о причинах
возникновения невроза. «Если исследование вопроса о влиянии тяжелых
родов на предрасположения к неврозам даст отрицательные результаты, то
значение
попытки Ранка окажется ничтожным» [44, с. 302]. При этом основатель
психоанализа считал, что потребность найти несомненную и единственную
причину
нервности всегда оказывается неудовлетворительной. Вместе с тем он
подчеркивал, что, несмотря на ошибочные, с его точки зрения, заключения,
вытекающие
из теории травмы рождения, О. Ранк остается на почве психоанализа,
идеи которого он развивает дальше, и его труд необходимо признать, как
«законное
старание разрешить аналитические проблемы» [45, с. 300].
Как отмечалось ранее, О. Ранк и Ш. Ференци
придерживались идеи «активной терапии», вместе опубликовали работу о
новом направлении
в теории и технике психоанализа. Возможно, что именно размышления
первого о травме рождения и фантазиях о возвращении в материнское лоно
способствовали
становлению «изнеживающего анализа» второго, акцентирующего внимание
на фигуре аналитика как нежной, заботливой матери. Известно также, что
Ш. Ференци использовал представления О. Ранка о травме рождения при
работе с пациентами, и этот опыт оказался полезным в плане ознакомления с
некоторыми
слоями структуры неврозов.
В отличие от 3. Фрейда, не встретившего отклика у
пациентов по поводу интерпретаций, ориентированных на травму рождения,
Ш. Ференци
обнаружил у своих пациентов некоторую склонность соглашаться с
подобными интерпретациями, которые не вызывали у них сопротивления.
Однако вскоре у него
возникло подозрение, что объяснение причин возникновения страхов у
пациентов посредством травмы рождения охотно воспринимается ими именно
из-за отсутствия
у них актуальной значимости и само восприятие оказывается не чем иным,
как защитной мерой против вскрытия реальных источников соответствующих
страхов.
Это заставило его пересмотреть свое отношение к теории травмы рождения
и критически отнестись к новациям О. Ранка.
В статье «К критике "Техники психоанализа" Ранка»
(1927) он подверг осуждению многие положения, высказанные его
коллегой в работе «Техника психоанализа. Аналитическая ситуация»
(1926). В частности, он не согласился с утверждением О. Ранка, что
биографический
материал, относящийся к истории жизни пациента, имеет скорее
познавательную, чем терапевтическую ценность. О. Ранк высказал
соображение о том, что пациенту
не принесет никакой пользы, если он узнает, почему и каким образом
что-то произошло («не очень-то вылечится мой насморк, если я узнаю, где
подхватил
инфекцию»). По мнению же Ш. Ференци, место, где был подхвачен насморк,
может иметь аналитическое значение, а отказ от подобной постановки
вопроса
лишает аналитика возможности проникнуть в смысл симптома. «Ранк
слишком облегчает себе работу, когда в качестве единственного места, где
можно
приобрести симптом, допускает материнскую утробу, а в качестве
единственного возможного времени приобретения - момент рождения. Если
даже теория Ранка
правомерна (в какой мере - это нужно еще исследовать), то все же
нелогично пренебрегать всем промежутком времени между рождением и
актуальной аналитической
ситуацией» [46, с. 292].
Подобная полемика свидетельствует о том, что
выдвинутая О. Ранком теория травмы рождения действительно затронула
важные вопросы, касающиеся
психоаналитического понимания неврозов и приемлемой техники
аналитической терапии. Во всяком случае его идеи заставили задуматься
ведущих психоаналитиков
того времени о многообразии причин возникновения неврозов, отцовской и
материнской роли аналитика в терапевтическом процессе, необходимости
разработки
такой техники анализа, которая позволила бы глубже понимать
доэдипальные ситуации.
О. Ранк стал исходить из того, что в процессе
развития индивидуальности происходит активизация травмы рождения,
способствующая возникновению
чувства одиночества, покинутости, опустошенности. В свою очередь эти
чувства оказываются вплетенными в контекст переживания травматического
опыта свободы.
Таким образом, невроз можно рассматривать в качестве той плати, которую приходится платить человеку за свою свободу. При
таком понимании невроза
психоанализ становится не чем иным, как средством пробуждения и
воспитания воли человека, способного принять на себя ответственность за
свободное развитие
индивидуальности. Эти идеи нашли свое отражение в книге О. Ранка
«Волевая терапия» (1936).
Если классический психоанализ ориентировался на устранение невротических симптомов путем осознания бессознательного, то «волевая
терапия» предназначена для трансформации «негативной» воли человека в его «позитивную» волю. С
точки зрения О. Ранка,
развитие человека осуществляется таким образом, что ему приходится
постоянно сталкиваться с различного рода ограничениями, выступающими в
форме внешнего
и внутреннего принуждения. Это приводит, с одной стороны, к
подавлению воли человека и стремлению обрести относительную свободу
путем подчинения другим
людям (в первую очередь родителям), а с другой - к становлению
«негативной» воли, выступающей в качестве силы, сопротивляющейся любым
видам
принуждения. По мере отхода ребенка от родителей он попадает в новую
зависимость, обусловленную жизненной необходимостью быть включенным в
группу,
сообщество, различные объединения людей, будь то школа, институт,
трудовой коллектив. Свобода от родителей оборачивается зависимостью от
других людей,
а индивидуальная воля человека становится не чем иным, как волей
группы, которая для него самого приобретает так же негативную
направленность, поскольку
доминирующей становится не свободная воля индивида, а своего рода
коллективная воля.
Отказ человека от своей собственной воли и
подчинение ее воле группы - это тот путь развития, который
воспринимается обществом как
нормальный, хотя в действительности речь идет лишь о культивировании
«негативной» воли как таковой. Невротический путь развития - внутренняя
сшибка между неспособностью к развитию собственной свободы воли и
невозможностью принять волю других.
Однако, как полагал О. Ранк, может иметь место
развитие не только «негативной», но и «позитивной» воли, связанной
с высшим уровнем интеграции человеческого духа. Прототипом человека,
обладающего собственной волей, является творческая личность (художник),
способная
выйти за рамки группового мышления и стереотипного поведения. У такой
личности развита «позитивная» воля, способствующая созидательной
деятельности.
Рассматривая различные соотношения между волей
человека, внешними запретами и внутренними идеалами, О. Ранк выделил три
стадии или
уровня возможного развития индивида, соответствующие типу сознания
долга, сознания вины и самосознания личности.
Первый уровень характеризуется ориентацией на внешний мир и соответствует адаптации Я в нем.
Второй уровень связан с восприятием
индивидом внешних заповедей и норм в качестве принуждения, которым он
пытается противостоять,
и ощущением невозможности утверждения идеалов, соответствующих его
Самости, что порождает у него чувство вины по отношению к обществу и
осознание вины
по отношению к самому себе.
Третий уровень характеризуется утверждением индивидом своих собственных внутренних идеалов, созданных Самостью и добровольно
воспринимаемых в качестве необходимых заповедей.
Соответственно, первый тип человека (адаптивный) нуждается во внешнем принуждении, второй (невротический) защищается
от внешнего или внутреннего принуждения, третий (творческий) благодаря
своей свободе преодолевает принуждение. Идеал среднего (адаптивного)
человека состоит в том, чтобы быть как другие люди. Идеал невротика -
быть самим собой, каким он есть, а не таким, каким его хотят видеть
другие люди.
Идеал творческого человека - действительный идеал, позволяющий
индивиду стать тем, кем он хочет быть.
Из такого понимания адаптивного, невротического и
творческого человека вытекали основные задачи и цели «волевой терапии».
Во всяком случае, О. Ранк полагал, что терапия должна быть
ориентирована прежде всего, и главным образом на восстановление
свободной воли пациента, придание
ей не негативного, а позитивного характера. Причем «волевая терапия»
оказывалась желательной и необходимой не только для невротиков, но и
для тех, кто с позиции общества считался здоровым, так как и те, и
другие не обладали, в понимании О. Ранка, «позитивной» волей. В конечном
счете «волевая терапия» становилась средством пробуждения в человеке его творческих задатков и дарований, способствующих самораскрытию
его сущностных сил.
Что касается невротического типа человека, то,
согласно О. Ранку, основной терапевтической задачей является не
приспособление невротика
к реальности, состоящее в научении его выносить внешнее принуждение,
но приспособление его к самому себе, т. е. предоставление ему
возможности принимать
себя, а не постоянно от себя защищаться. По сути дела, речь должна идти не о корректирующей, а об утверждающей терапии, ориентированной
на трансформацию
негативного индивида страдания и вины в «позитивного человека воли и
действия, которым он был вначале, даже если его душевная жизнь стала
более
сложной и болезненной с возрастанием сознания» [49, с. 263]. Во всяком
случае для невротика терапевтический опыт является последней
возможностью
избавиться от конфликта между негативным отрицанием воли и
деструктивным самосознанием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий